ПОЛИКЛИНИКА:
пн-пт: 07:30-20:00
сб: 09:00-14:00

РЕГИСТРАТУРА:

8 (01718) 65-6-02

ДЕТСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
8 (01718) 65-8-68

COVID-19 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

By: | Tags: | Comments: 0 | 5 сентября, 2019

04.09.2019 День охраны труда в рамках Единого республиканского дня безопасности. В ходе мероприятия проведено выступлений в трудовом коллективе УЗ «Узденская ЦРБ» по вопросам охраны труда (Профилактика производственного травматизма: Стресс на рабочем месте, его проявление и методы устранения причин) 

 Стресс на рабочем месте, его проявление и методы устранения причин

Тема выбрана не случайно каждый день в мире около 5 тыс. человек умирают из-за несчастных случаев или заболеваемости на производстве. Но любому такому случаю предшествует целая цепь мелких событий, ведущих к спешке, невнимательности, несоблюдении правил безопасности. Одним из глубинных факторов является стресс, который незаметно накапливается и приводит порой к необратимым последствиям. О том, чем опасен стресс на работе и как с ним бороться.

Есть ли стресс у медицинских работников?

Многие из нас, выбирая работу, думают не только о заработной плате, но и о том, насколько комфортно нам будет на этой работе, оценивают, будет ли эта работа наполнена постоянным стрессом и головной болью. Есть и те, кого привлекают трудновыполнимые задачи, постоянные жесткие сроки и рамки, постоянный стресс и вызов. В топ 10 самых стресса-опасных профессий входят и медицинские работники на ряду с другими профессиями, а именно:

8.место Диспетчер «Скорой помощи»
Это работа, при которой непосредственно ваша жизнь не находится в опасности, однако вы несете ответственность за жизнь тех людей, которые находятся в опасной ситуации. Каждый раз, когда звонит телефон, вы знаете, что человек на линии оказался в какой-то неприятной ситуации, что-то произошло с ним или с его близкими. И понимание этого само по себе добавляет стресса.
Выслушать человека на другом конце провода, выяснить его местоположение, а затем направить сотрудников «Скорой помощи» – все это не добавляет положительных эмоций, а сам диспетчер может постоянно находиться в состоянии стресса.
5 место. Медицинский работник

Медицинские работники – от медсестры до хирурга – несут ответственность за жизнь и здоровье других людей.
Здесь имеется и риск заражения инфекционными заболеваниями от пациентов, и высокий уровень ответственности, да и просто постоянное общение с людьми, которые не всегда оказываются готовыми принимать помощь, а зачастую довольно скептически и даже негативно относятся к назначениям врачей.

Что же такое стресс на рабочем месте?

Рабочий стресс — это болезненная психоэмоциональная реакция, возникающая в процессе труда из-за дисбаланса между требованиями, которые предъявляются к работнику, и его возможностями. Это состояние охватывает большой набор расстройств. Здесь и психические заболевания (например, клиническая депрессия, тревога), и посттравматические стрессы, и неудовлетворенность, утомление. Последствия проявляются иногда в виде неадекватного поведения, агрессии, зависимостей. Еще одно последствие — нарушение памяти и концентрации, которое может снизить эффективность работы, привести к авариям и травмам. Например, в Минской области только за 2017 год произошло 76 случаев смертельного травматизма и 1390 — с тяжкими последствиями. Статистика за 2018 года и вовсе не радует: 95 — со смертельным исходом и 1670 — тяжелых. Такие показатели говорят об увеличении числа случает травматизма.

Ответной реакцией на стрессы при работе может стать профессиональное выгорание, которое возникает в результате хронического стресса на протяжении 2-3 лет. Появляется эмоциональное истощение. Важным различием между выгоранием и утомлением является невозможность восстановить свои физические и психические силы — этот процесс становится почти необратимым. В группу риска здесь попадают люди, которые работают в системе здравоохранения, особенно с тяжело и неизлечимо больными, а также учителя, соцработники, психологи и священники. В последнее время синдрому профессионального выгорания также стали особенно подвержены те, кто почти не имеет прямого контакта с людьми и много работает за компьютером: программисты, офисные клерки.

Причины и факторы, вызывающие стресс, или стрессоры, многочисленны. Они бывают физическими (шум и вибрация, несоответствие микроклимата, загазованность на рабочем месте), физиологическими (сменный график, отсутствие режима питания), социально-психологическими (конфликт ролей и ролевая неопределенность, нагрузка, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени и монотонность трудового процесса) и структурно-организационными.

Что приводит к стрессу

Есть так называемые личностные стрессоры и организационные. Дома из-за столкновения темпераментов тоже могут нагнетаться конфликты, расти непонимание между членами семьи. Все это приводит к стрессам, не дающим восстановиться после тяжелой работы. Не исключен еще и стресс из-за домашней обстановки — необходимость выполнять обязанности по хозяйству, шумные соседи, финансовые проблемы, неурядицы с коммунальными службами и прочее давление. Все это усиливает организационные стрессы.

Руководитель в силах минимизировать негатив на трудовом месте. Например, кажется невероятным, но факт, что не только перегрузка, но и недостаточная нагрузка плохо влияет на состояние человека. Когда работнику дают непомерное количество заданий, наступает фрустрация от осознания собственного бессилия. Но если он не получает достаточно работы, ситуация идентична. От безделья начинается хождение по этажам, коридорам, слухи и сплетни. Как итог, рождаются конфликты из-за «испорченного телефона».

Напряжение и беспокойство у работника вызывает ситуация, когда два руководителя дают ему противоречивые указания. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. То есть многое в снятии стресса на рабочем месте зависит от руководителя. Если он действует хаотично, не планирует собственную работу и своих сотрудников, он изначально вводит их в состояние стресса.

Проявление стресса

«Не следует бояться стресса: его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять, а управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» — это слова канадского ученого Ганса Селье, который первым занялся изучением стресса почти 100 лет назад. Именно он сказал о том, что фактически стресс имеет три фазы.

Первая фаза — беспокойство, тревога. Человек ощущает, что что-то не так, и ему хочется изменить ситуацию. Но она не меняется, и тревога усиливается. Тогда-то и проявляются периодические стрессоры. Вначале они заставляют немного активизироваться, но потом наступает дистресс. Что-то надломилось, процесс уже необратим. И наступает третья фаза — хроническая усталость, психологическое и физическое истощение.

Как результат, работа, где человек испытывает стресс, начинает вызывать отвращение. Но он заставляет себя, например, ради зарплаты. Появляется апатия — не хочется работать быстро, следить за своими действиями. Появляется ощущение бессмысленности происходящего. Человек превращается в зомби.

Эта проблема человеческой психики изучалась многими учеными. Они даже выделили 5 типов строя психики, которые приводят к стрессу, а затем — к синдрому хронической усталости. «Во-первых, упомянутый человек-зомби. В нем нет творческого начала, он механически выполняет свои функции: ходит на работу, а когда возвращается с синдромом хронической усталости, то просто машинально впитывает поступающую в мозг информацию. Но не все так плохо: не все еще превратились в зомби. Есть и другие типы психики.

Есть потребительский тип. Такой человек борется со стрессом. Чтобы исполнились его желания (построить квартиру, купить машину, получить прибавку к зарплате и т.п.), он старается, подолгу засиживается на работе, отказывается от отпуска, думает о работе и вне ее. Но такой ответственный сотрудник тоже попадает в группу риска, потому что проявляет слишком высокую степень вовлеченности и ставит профессиональные успехи выше других проявлений человеческой жизни. Даже если он это делает из потребительских мотивов.

Демонический тип хорошо проиллюстрирован в американском фильме «Карточный домик». Главный герой много лет работает в Белом доме, стремится стать президентом. Он манипулятор по своей сути, управляет людьми, но и себе не делает послаблений: засиживается на работе, никогда не был в отпуске. Но чтобы побороть синдром хронической усталости, находит для себя отвлекающее хобби.

Следующий тип — зависимый. В борьбе с чрезмерной усталостью и напряжением некоторые прибегают к алкоголю, табаку и сильнодействующим препаратам, в том числе запрещенным. И даже кофе становится зависимостью. Одна чашечка кофе с утра может стать стрессором, если от нее незаметно перейти к 5-й и 6-й. А тогда повышается давление, появляется аритмия, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

Во всей этой классификации есть один положительный момент, отметила. Это пятый, человечный тип. Суть в том, что фундамент составляют инстинкты и желания. А над ними находится разум, логика. Человек должен понимать, в какой организации работает, в какие ситуации попадает, и что люди рядом с ним не идеальны, многие иначе воспринимают окружающий мир. А наверху пирамиды находится интуиция. И когда вы достигаете хронической усталости, этот канал интуиции закрывается. Человек допускает ошибки. В психологии есть метод интроспекции — уйти вглубь себя и прислушаться ко всем органам чувств, то есть включить интуицию, которая поможет выйти из любой сложной, стрессовой ситуации.

Но к интуиции прислушиваются единицы. Отмечено, что у людей, страдающих синдромом хронической усталости, существенно снижается уровень гормона стрессоустойчивости — кортизола. Он отвечает за энергосбережение в организме. Во сне энергия немножечко восстанавливается. Но иногда ведь и дома не до сна.

Методы борьбы со стрессом в организации

Управление стрессом на рабочем месте может осуществляться различными путями: организационными, медицинскими и психологическими

Администрация должна учитывать, наобходимость предусмотреть дополнительно регламентированные перерывы до и после обеденного перерыва в зависимости от отклонения от норматива. И во время таких пауз люди должны именно отдыхать от тех неблагоприятных условий, в которых работают. То есть, если это чрезмерный шум, то комнаты отдыха должны иметь шумоизоляцию.

То же касается и работы за компьютером: через каждые два часа непрерывного сидения за экраном нужно делать перерыв. При сменном графике работы, если у человека более четырех ночных смен в месяц, наниматель должен отправлять его на обязательные периодические медосмотры для подтверждения профпригодности, чтобы не усугубить состояние здоровья человека. А регламентированные перерывы у таких работников могут быть увеличены до 2 часов суммарно.

И в целом руководители должны учитывать результаты медицинских осмотров своих подчиненных. Если врач рекомендует санаторно-курортное лечение, значит, для этого есть причины — предрасположенность к ухудшению здоровья у работника.

Хорошая практика — создание условий для нормального питания, будь то собственная столовая или буфет на предприятии либо комната приема пищи. Есть регламентированные нормы того, что должно быть в таком помещении. А вот касательно комнат психологической разгрузки подобные нормы все еще не разработаны. И это то, что как раз можно и нужно сделать на министерском уровне.

Не секрет, что Беларусь немного отстает от мирового опыта системного подхода к проблеме стресса на рабочем месте. В Японии, например, даже есть комнаты психологической разгрузки, где на специальном манекене можно выместить свой гнев и напряжение как словесно, так и физически. И затем спокойным и здоровым вернуться на производство.

Советы от психологов в борьбе со стрессом

Есть общие принципы. В первую очередь, нельзя позволять другим людям определять, счастливы ли вы, выполняя свою работу.

Все физические упражнения помогают снять стресс. «Хотя бы просто пройдитесь по помещению раз 5-10. Помогают пробежки. Стресс надо вогнать в мышцы. В конце концов, избейте подушку, если хочется, например, поссориться с мужем», — советуют психологи.

Планирование, порядок в бумагах на столе тоже помогают. И в работу нужно входить постепенно, без спешки, не набрасываясь на нее. А если работа не спорится — сделать перерыв. Существует даже волнообразный рисунок трудовой активности. В основном, с 9.00 до 10.00, с 14.00 до 15.00 и с 18.00 до 19.00 наблюдается спад работоспособности. А подъем приходится на периоды с 11.00 до 12.00, с 16.00 до 17.00.

Самый важный совет: «Подавите в себе злословие. По любому поводу. Не критикуйте зря других людей. Это освободить вас, во многом изменит мировоззрение. Любую ситуацию, в том числе стрессовую, надо принять, простить и отпустить. Стрессы, конфликты нас учат, исправляют, делают лучше».

Инженер по охране труда

Терехова Анна