19 сентября — День здоровья школьников
Самочувствие современных школьников — предмет большого беспокойства. Доказано, что в процессе обучения состояние здоровья детей ухудшается, и происходящее — общемировая тенденция.
В нашей стране, несмотря на обнадеживающую динамику показателей состояния здоровья подрастающего поколения назвать ситуацию абсолютно благополучной все же нельзя. Как отмечают специалисты, темп жизни, насыщенность технологиями и индустриализация питания, недостаточная мотивация учащихся, родителей и педагогов в сохранении здоровья приводят к росту функциональных отклонений, частому обращению к врачам. Усиливается дисгармоничность развития, снижается уровень физической подготовленности. Отклонения в организме интенсивно происходят, когда ребенок растет и развивается. По сравнению с дошкольниками, в учреждениях общего среднего образования острота зрения ухудшается в 4,3 раза, нарушения осанки — в 6,4. Удельный вес абсолютно здоровых детей сокращается до 10%. Это тревожная статистика. Ведь проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков — составная часть национальной безопасности страны.
Конечно, не все зависит от школы. Исследования, проведенные и у нас, и за рубежом, подтвердили, что здоровье детей на 28–35% связано с условиями обучения.
Поэтому отраслевая научно-техническая программа предусматривала разработку современной модели формирования в школах среды, дружественной детям, создающей условия для развития умений и навыков осмысленного образа жизни, сознательного и ответственного отношения к здоровью. В минувшем году исследование было завершено, и Минздрав утвердил инструкции по применению научных рекомендаций — «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования» и «Организация ресурсных центров сохранения здоровья детей в учреждениях общего среднего образования».
— Мировая тенденция — обучать детей беречь свое здоровье в процессе получения образования, — говорит научный руководитель проекта, заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, национальный координатор сети школ здоровья в Беларуси, кандидат мед. наук Елена Гузик. — Вначале мы ознакомились с международным опытом, проанализировали отечественные практики и обследовали учеников. В 2010–2012 годах почти в двух десятках школ и гимназий Минска обследовали 2 тысячи пятиклассников и выявили проблемы в состоянии здоровья и формирующих его факторах. В последующие годы сосредоточили внимание на 5-й минской гимназии, где много делают для сохранения здоровья учащихся.
Здесь все было организовано так, как предусматривают наши инструкции. Реализуя научный проект, создали
команду единомышленников, привлекли врачей разных специальностей, грамотно оценили самочувствие гимназистов. И когда получили результаты, для всех родителей обследованных пятиклассников подготовили индивидуальные рекомендации по коррекции здоровья их детей. Разработали программу мероприятий, направленных на первичную профилактику развития функциональных отклонений и заболеваний на индивидуальном и групповом уровне.
Она учитывала взаимодействие с учащимися, родителями, педагогами и внедрялась в гимназии в течение учебного года. Мы обращали внимание детей и учителей на факторы, влияющие на состояние здоровья во время занятий, на сохранение зрения, повышение двигательной активности школьников. Подсказали, что для эффективности проводимых мероприятий надо организовать самоаудит. И сегодня педагоги выполняют рекомендации медиков, санитарно-гигиенические нормативы, используют современные методы и средства, учат детей поддерживать себя в форме. Этот и другой опыт старались донести до нашей аудитории в научных рекомендациях.
В той же 5-й гимназии Минска есть замечательная традиция проведения конкурсов правильного питания. Устраивают праздник, приглашают сверстников из соседних школ. Ведь дети скучную лекцию слушать не будут, а подготовить красочные буклеты, придумать поучительные девизы и интересные эмблемы, поучаствовать в ролевых играх с персонажами книг и фильмов — с удовольствием.
Что такое «ресурсный центр»?
На создание в учреждениях образования благоприятных санитарно-гигиенических условий работают многие новшества.
Например, в учебных классах стали устанавливать конторки, за которыми дети могут заниматься стоя, если почувствуют, что уже не сидится. Есть и рекомендации по маркировке мебели разными цветами в соответствии с ростом учеников, что помогает профилактике нарушений осанки. Гигиенисты советуют учителям, как правильно выбрать мебель в соответствии с физическими данными ребенка. Причем школьник может следить за этим самостоятельно, если установить в коридорах специальные цветовые линейки, к которым можно прислониться и определить, какой маркировки стол соответствует его росту.
Здоровьесберегающая мера — контроль веса ранцев. В некоторых учебных заведениях ученикам младших классов помогают старшеклассники из школьного актива: взвешивают «поклажу» малышей и сообщают учителям и родителям, если норматив превышен.
Как отмечают специалисты, темп жизни, насыщенность технологиями и индустриализация питания, недостаточная мотивация учащихся, родителей и педагогов в сохранении здоровья приводят к росту функциональных отклонений, частому обращению к врачам.
Усиливается дисгармоничность развития, снижается уровень физической подготовленности.
Отклонения в организме интенсивно происходят, когда ребенок растет и развивается.
Ценная практика — определение уровня освещенности в классах и доведение ее до соответствия гигиеническим регламентам. Есть примеры прекрасной организации питания детей. В отдельных школах и гимназиях установлены тренажеры для зрения, создаются условия для повышения двигательной активности не только младших учащихся, но и старшеклассников. Лучший опыт, считают в БелМАПО, надо обобщать.
— Подобные учебные заведения, где есть свои наработки по сохранению здоровья детей, после проведения экспертизы специалистами центров гигиены и эпидемиологии, детских поликлиник и территориальных органов управления образования мы предлагаем разделить на три ступени, — подытоживает Елена Гузик. — 1-я — это «школа, пропагандирующая здоровье», 2-я ступень — «школа, содействующая укреплению здоровья», 3-я — «школа здоровья». Считаем, что учреждения общего среднего образования, где реализуется весь комплекс мероприятий по здоровьесбережению, получившие статус школы здоровья, должны выполнять функцию ресурсных центров. Там коллеги из ближайших 20–30 школ и гимназий могут обучаться и перенимать опыт.
SHE — масштаб международный
Со временем такие учебные заведения, а они есть во всех регионах страны, должны стать участниками международного проекта и войти в европейскую сеть школ здоровья (SHE). Появилась она в 1991 году благодаря усилиям Европейского регионального бюро ВОЗ, принявшего Европейскую стратегию «Здоровье и развитие детей и подростков», и охватывает сегодня почти 50 стран. Многочисленными исследованиями доказано, что SHE, в рамках которой идет активный обмен опытом сбережения здоровья учащихся и педагогов, положительно влияет и на академическую успеваемость.
В 2014 году Минздравом направлено письмо в Московское отделение офиса школ здоровья в Европе о готовности к сотрудничеству, таким образом наша страна фактически присоединилась к SHE.
Разработки ученых включены в госпрограмму «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы (подпрограмма «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»). Специалисты уверены, что за счет создания единой профилактической среды можно будет снизить влияние факторов риска неинфекционных заболеваний. Планом действий предусматривается реализация межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс», а также привлечение населения к участию в информационном проекте «Школа — территория здоровья». Кроме того, Минздравом, Минобром и БелМАПО разработан проект стратегического плана создания сети школ здоровья — усилия ведомств в достижении поставленной цели объединятся.
Из интернет-источников